Действия туриста при приостановке деятельности туроператора

 

Никто из нас не застрахован от того, что может попасть в ситуацию, когда отдыхаешь за границей, а тут «бац» и туроператор приостанавливает свою деятельность! Или может быть ситуация, когда купил тур, считаешь дни до начала путешествия, и неожиданно туроператор приостанавливает свою деятельность, а то и вовсе объявил себя банкротом.
Что делать в таких ситуациях?

 

Рекомендации туристического сервиса «Поймай Тур»
для туристов при приостановке деятельности туроператора


Порядок рекомендуемых действий туриста будет зависеть от ответа на два вопроса:
♦ Туристом куплен тур за границу или по России?
♦ Турист уже находится на отдыхе или он еще не успел воспользоваться путевкой?

Возможны три варианта:
1. Турист в России, тур не состоялся
2. Турист уже находится на отдыхе за границей
3. Турист уже находится на отдыхе в России

Важно!
В случае, когда Турист оплатил тур Турагенту, Турагент передал деньги Туроператору, и неожиданно Туроператор приостановил свою деятельность, для возмещения причиненного ущерба Туристу необходимо обращаться к Туроператору и (или) в Страховую компанию, застраховавшую гражданскую ответственность Туроператора. Предъявление требований к Турагенту, с которым был заключен договор о реализации туристского продукта, — бессмысленно, поскольку Турагент является лишь посредником между Туристом и Туроператором, и не может нести ответственность за приостановление деятельности Туроператора.
Мы советуем обращаться сразу в Страховую компанию!
Вы спросите: «Почему лучше обращаться сразу в Страховую компанию?»
Дело в том, что вернуть уплаченные деньги с Туроператора, который приостановил деятельность в связи с негативным финансовым состоянием, будет очень сложно и займет большое количество времени. Однако Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» обязывает туроператоров формировать финансовое обеспечение ответственности путем страхования риска неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих обязательств по договору о реализации туристского продукта. Таким образом, наиболее быстрый способ вернуть уплаченные за тур деньги — обратиться в Страховую компанию, застраховавшую ответственность туроператора. Информация о ней в обязательном порядке содержится в Договоре о реализации туристского продукта. Мы, «Поймай Тур», предоставляем Заказчику тура сведения о Страховой компании в Приложении №2 к Договору реализации туристского продукта.

 

1. Турист в России, тур не состоялся

В случае, когда вылета не произошло, однако денежные средства уже оплачены Турагенту, и Турагент перечислил эти деньги Туроператору, Туристу следует обратиться в страховую компанию, застраховавшую гражданскую ответственность туроператора, с заявлением о произведении страховой выплаты.

Обращение в страховую компанию. Порядок выплаты страхового возмещения.

Получить разъяснения по вопросам о правовых основаниях для выплаты страхового возмещения и о порядке выплаты страхового возмещения можно в Ростуризм.

Основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора является факт причинения туристу и (или) иному заказчику реального ущерба по причине неисполнения туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта в связи с прекращением туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта. При этом датой страхового случая считается день, когда туроператор публично заявил о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта.

В связи с публичным заявлением туроператора о невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта, турист или его его законный представитель и (или) иной заказчик вправе предъявить в страховую компанию письменное требование о выплате страхового возмещения.

Следует отметить, что в сумму страхового возмещения входит только реальный ущерб, причиненный Туристу, а именно:
— денежные средства, фактически уплаченные Туристом по договору;
— вынужденные (в связи с выселением из отеля) расходы на проезд или размещение в отеле, которые не были заранее включены в туристическую путевку.

Возмещение компенсации причиненного морального вреда можно потребовать только непосредственно с Туроператора и только в судебном порядке.

В требовании туриста и (или) иного заказчика о выплате страхового возмещения, указываются:
— фамилия, имя и отчество туриста, а также сведения об ином заказчике, если договор о реализации туристского продукта заключался заказчиком;
— дата выдачи, срок действия и иные реквизиты документа, представленного в качестве финансового обеспечения ответственности туроператора;
— номер договора о реализации туристского продукта и дата его заключения;
— наименование туроператора, которому предоставлено финансовое обеспечение ответственности туроператора;
— информация об обстоятельствах (фактах), свидетельствующих о неисполнении туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта;
— размер реального ущерба, причиненного туристу и (или) иному заказчику в связи с неисполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

К требованию о выплате страхового возмещения турист и (или) иной заказчик прилагают:
— копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, с предъявлением оригинала указанных документов;
— копию договора о реализации туристского продукта с предъявлением его оригинала в случае заключения договора о реализации туристского продукта на бумажном носителе;
— договор о реализации туристского продукта в форме электронного документа на электронном носителе информации в случае заключения договора о реализации туристского продукта в форме электронного документа;
— документы, подтверждающие реальный ущерб, возникший у туриста и (или) иного заказчика в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Для получения более точной информации следует обратиться непосредственно в страховую компанию.

Страховая компания по результатам рассмотрения требования, в течение 30 дней с момента его подачи, должна принять решение о выплате, либо об отказе в произведении выплаты страхового возмещения. В случае отказа необходимо обратиться с иском в суд, при этом в качестве ответчиков необходимо указать как Страховую компанию, так и самого Туроператора.

 

2. Турист уже находится на отдыхе за границей

Если приостановление деятельности Туроператора произошло во время нахождения Туриста за границей, то возможны два варианта действий туриста:

1) Если Турист желает продолжить отдых, то ему необходимо (при наличии такой возможности) доплатить стоимость проживания в отеле и трансфер до аэропорта. При этом важно сохранить все платежные документы для того чтобы в дальнейшем вернуть понесенные расходы. Далее – проверить в авиакомпании, оплачены ли билеты. Если билеты не оплачены, то необходимо их приобрести и сохранить документы, подтверждающие платежи, и посадочные талоны.

2) Если Турист желает закончить свой отдых, либо если у него нет финансовой возможности для оплаты отеля или билетов, то ему необходимо оформить заявку на эвакуацию в специально созданную для подобных ситуаций организацию — ТУРПОМОЩЬ.

После возвращения в Россию, Туристу необходимо обратиться в страховую компанию, страховавшую гражданскую ответственность туроператора, с заявлением о выплате страхового возмещения. При этом обязательно приложить документы, подтверждающие понесенные дополнительные расходы.
Обращение в страховую компанию

Порядок действий туриста за границей, если туроператор приостановил деятельность

Примечания к схеме:

1) Контакты РОСТУРИЗМ:
Сайт: https://www.russiatourism.ru
E-mail: rt@russiatourism.ru
Телефон: +7(495)870-40-16, +7(495)870-40-27.

2) Контакты ТУРПОМОЩЬ:
Сайт: https://www.tourpom.ru
Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, дом 47

Email: secretary@tourpom.ru
Горячая линия по вопросам оказания экстренной помощи туристам: +7 (499) 678–12–03

3) Форма заявки на эвакуацию ⇒ для эвакуации ее нужно заполнить и направить по эл.почте в адрес «ТУРПОМОЩЬ»: secretary@tourpom.ru

4) Информация о ТУРПОМОЩЬ:
Ассоциация «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТУРПОМОЩЬ» является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское объединение, которое основано на принципе обязательного членства юридических лиц, осуществляющих на территории Российской Федерации туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма, и действует в целях оказания экстренной помощи туристам.
В соответствии с п.п. 1-5 Постановления Правительства РФ от 27.02.2013 № 162 «Об утверждении Правил оказания экстренной помощи туристам и Правил финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из компенсационного фонда», турист вправе потребовать обеспечения экстренной помощи за счет средств компенсационного фонда «ТУРПОМОЩЬ»
Экстренная помощь оказывается туристу, находящемуся в стране временного пребывания, в случае неисполнения туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма в части неоказания полностью или частично туристу входящих в него услуг по перевозке и (или) размещению в связи с прекращением туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта, при условии, что указанный турист заключил или в отношении него иным лицом заключен договор о реализации туристского продукта с туроператором, который является членом объединения туроператоров или с турагентом, действующим на основании договора со сформировавшим туристский продукт туроператором.
Экстренная помощь оказывается «ТУРПОМОЩЬ» туристу безвозмездно на основании обращения, которое может быть направлено в объединение туроператоров любым способом, позволяющим установить автора обращения и должно содержать в себе указание на фамилию, имя и отчество туриста (туристов), адрес места нахождения туриста (туристов), номер договора о реализации туристского продукта и наименование туроператора (турагента), контактную информацию автора обращения, обстоятельства (факты), свидетельствующие о неисполнении туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта в части неоказания полностью или частично туристу входящих в него услуг по перевозке и (или) размещению. Решение об оказании туристу экстренной помощи или об отказе в ее оказании принимается объединением туроператоров в течение 24 часов.

 

3. Турист уже находится на отдыхе в России

Порядок действий туриста во многом аналогичен варианту №2 — когда Турист уже находится на отдыхе за рубежом. Единственное отличие — обращаться Туристу в ТУРПОМОЩЬ для экстренной эвакуации — бессмысленно, так как он отдыхает в России, а оказание помощи туристу на территории РФ не входит в сферу компетенции ТУРПОМОЩЬ.

Соответственно, если Турист желает продолжить отдых, то ему необходимо (при наличии такой возможности) доплатить стоимость проживания в отеле и трансфер до аэропорта. При этом важно сохранить все платежные документы для того чтобы в дальнейшем вернуть понесенные расходы. Далее – проверить в авиакомпании, оплачены ли билеты. Если билеты не оплачены, то необходимо их приобрести и сохранить документы, подтверждающие платежи, и посадочные талоны.

После возвращению Туристу необходимо обратиться в страховую компанию, страховавшую гражданскую ответственность туроператора, с заявлением о выплате страхового возмещения. При этом обязательно приложить документы, подтверждающие понесенные дополнительные расходы.
Обращение в страховую компанию